Законодательство Российской Федерации не предусматривает обязательного страхования всех перевозок внутри страны. По этой причине многие организации предпочитают не переплачивать за логистические операции, а принять риск на себя.
Несмотря на тот факт, что сегмент грузоперевозок в России с каждым годом растет (хоть и незначительно), его страхование по официальным данным составляет всего 5–7 % от общего объема. В отличие от западноевропейских стран, у нас данная операция не является общепринятой практикой. Многие крупные промышленные предприятия предпочитают реализовывать продукцию на условиях самовывоза, тем самым перекладывая проблему транспортировки и страхования на покупателя.
Чаще всего в России страхуются именно автоперевозки, поскольку они сопряжены с большим количеством различных рисков. К основным факторам можно отнести:
- протяженность маршрутов и большие расстояния;
- неудовлетворительное состояние дорожной инфраструктуры;
- высокий уровень преступности;
- несовершенство законодательной базы в этой сфере;
- низкую транспортную дисциплину водителей.
Характерной особенностью российского рынка страхования грузов является высокая доля риска утраты или повреждения груза в результате противозаконных действий третьих лиц в общей структуре тарифа. Такой риск является актуальным не только для автомобильных перевозок, но также для железнодорожных и авиа. В список противоправных действий входят:
- вандализм;
- хулиганство;
- умышленное хищение;
- мошенничество.
Последний пункт должен быть автоматически включен в покрытие всех рисков, однако на деле многие страховые компании выносят его отдельно и требуют дополнительную оплату. Искажая формулировку понятия, они могут попросту обманывать невнимательных клиентов.