По итогам последних трех месяцев сальдо грузовых автоперевозок стало отрицательным и составило -7,4 млрд рублей. Эксперты отмечают, что это единственная отрасль экономики РФ, которая терпит такие большие убытки. В Росстате зафиксировали стремительный рост количества убыточных логистических компаний. Чтобы выжить, грузоперевозчики готовы идти на снижение тарифов до 30 %.
К примеру, за последние полгода спрос на услуги петербургских грузовых автоперевозчиков сократился почти на 47 %, что позволяет говорить о достижении пятилетнего минимума. Так, за сентябрь, по данным Петростата, самые крупные логистические компании перевезли всего 132 тыс. т грузов. Сложности в секторе грузоперевозок угрожают появлением проблем у лизинговых организаций, большинство из которых уже работает с просроченными и проблемными задолженностями.
Владельцы логистических компаний и аналитики называют следующие причины катастрофического падения рынка:
- ограничение импорта в Россию промтоваров, а также запрет на ввоз в страну продовольствия из США и Европейского союза;
- увеличение отсрочек по кредитам из-за нехватки собственного капитала, что влечет за собой возрастание рисков неплатежеспособности;
- постоянные изменения валютных курсов и резкое падение национальной валюты — это усложняет многим грузоперевозчикам получение кредитов, которые к тому же растут в цене.
Запрещенные для ввоза в Россию товары из ЕС стали импортировать через Белоруссию, и, естественно, местные логистические компании не захотели терять выгоду от возросшего в 2–3 раза грузооборота. С другой стороны, самые важные экспортируемые товары вывозятся огромными партиями по железной дороге, оставляя средних и небольших грузоперевозчиков не у дел.